Сетевые операционные системы

       

Сетевые операционные системы

Использование большинства компьютеров на уровне машинного языка затруднительно, особенно это касается ввода-вывода. Например, для организации чтения блока данных с гибкого диска программист может использовать 16 различных команд, каждая из которых требует 13 параметров, таких как номер блока на диске, номер сектора на дорожке и т. п. Когда выполнение операции с диском завершается, контроллер возвращает 23 значения, отражающих наличие и типы ошибок, которые, очевидно, надо анализировать. Даже если не входить в курс реальных проблем программирования ввода-вывода, ясно, что среди программистов нашлось бы не много желающих непосредственно заниматься программированием этих операций. При работе с диском программисту-пользователю достаточно представлять его в виде некоторого набора файлов, каждый из которых имеет имя. Работа с файлом заключается в его открытии, выполнении чтения или записи, а затем в закрытии файла. Вопросы подобные таким, как следует ли при записи использовать усовершенствованную частотную модуляцию или в каком состоянии сейчас находится двигатель механизма перемещения считывающих головок, не должны волновать пользователя. Программа, которая скрывает от программиста все реалии аппаратуры и предоставляет возможность простого, удобного просмотра указанных файлов, чтения или записи - это, конечно, операционная система. Точно также, как ОС ограждает программистов от аппаратуры дискового накопителя и предоставляет ему простой файловый интерфейс, операционная система берет на себя все малоприятные дела, связанные с обработкой прерываний, управлением таймерами и оперативной памятью, а также другие низкоуровневые проблемы. В каждом случае та абстрактная, воображаемая машина, с которой, благодаря операционной системе, теперь может иметь дело пользователь, гораздо проще и удобнее в обращении, чем реальная аппаратура, лежащая в основе этой абстрактной машины.

Определение операционной системы
Основные подходы к реализации взаимодействия сетей
Коммуникации в ядре Mach
Совместимость с NetWare

Операционные системы - правила работы

Как уже указывалось выше, интерфейс - это, прежде всего, набор правил. Как любые правила, их можно обобщить, собрать в "кодекс", сгруппировать по общему признаку. Таким образом, мы пришли к понятию "вид интерфейса" как объединение по схожести способов взаимодействия человека и компьютеров. Вкратце можно предложить следующую схематическую классификацию различных интерфейсов общения человека и компьютера.
Современными видами интерфейсов являются:
1) Командный интерфейс. Командный интерфейс называется так по тому, что в этом виде интерфейса человек подает "команды" компьютеру, а компьютер их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
2) WIMP - интерфейс (Window - окно, Image - образ, Menu - меню, Pointer - указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических образов - меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается "опосредственно", через графические образы. Этот вид интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и "чистый" WIMP - интерфейс.
3) SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language - язык, Knowlege - знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный "разговор" человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Этот вид интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера, и поэтому его применяют в основном для военных целей.

Классификация интерфейсов


Как любое техническое устройство, компьютер обменивается информацией с человеком посредством набора определенных правил, обязательных как для машины, так и для человека. Эти правила в компьютерной литературе называются интерфейсом. Интерфейс может быть понятным и непонятным, дружественным и нет. К нему подходят многие прилагательные. Но в одном он постоянен: он есть, и никуда от него не денешься.

Действия при помощи мыши
При пакетной технологии команды считывались последовательно, перфокарта за перфокартой, символ за символом. На терминале же можно набрать на клавиатуре и запустить последовательно три команды, затем вернуться к первой, изменить ее и затем снова запустить. Это очень удобно, однако при изменении старой команды необходима возможность редактирования строки текста. При редактировании строки на "старый" вид строки "накладывались" вновь введенные символы. Чтобы видеть, в какую часть строки будет выводиться символ, набранный на клавиатуре, появился специальный знак - курсор (cursor).

Shell и переменные окружения
После загрузки операционная система готова к работе. Под ее управлением можно запускать различные программы системного и прикладного назначения. Большинство пользователей работают с операционной системой не напрямую, а с помощью файловых (типа Norton Commander, Volcov Commander, Far, Dos Navigator и т.п.) или операционных оболочек (типа Windows 3.11, Dos Shell и других.) Но, во-первых, некоторые программы по разным причинам не выполняются при загруженных оболочках. Во-вторых, вследствие большого количества операционных оболочек трудно ориентироваться в них. В-третьих не всегда оболочку можно запустить (например, при временном выходе в операционную систему из выполняемой ей-же программы.) При временном выходе в DOS поверх программы загружается файл Command.com, и оперативной памяти становится недостаточно для работы операционной оболочки.

Другие виды классификации файлов
В этой же части автор как бы рассмотрит файлы "с другой стороны", а именно со стороны пользователя операционной системы. Благодаря реализации семиуровневой эталонной модели взаимодействия протоколов ISO для работы файлов во всех операционных системах, пользователю уже не обязательно знать, к какому контроллеру подключен диск с его данными, под какую файловую систему размечена его поверхность, к какому компьютеру он подключен и другие более специальные вопросы. Непосредственно с прикладными программами взаимодействует лишь редиректор, который обеспечивает доступ к блочным устройствам ввода-вывода.

Для чего нужны каталоги
При использовании жестких дисков может возникнуть ситуация, когда создается так много файлов, что возникает затруднения с их подбором и систематизацией [Эско Валтанен]. Этой ситуации не возникало при использовании старых мэйнфреймов, информация для которых хранилась на перфокартах, бумажных и магнитных лентах, и на других съемных носителях. Не было ее и в операционной системе CP/M и ее "наследнице" MS-DOS v. 1.0, данные к которым хранились на тех же съемных носителях - дискетах.

Работа с файлами в Нортон-подобных файловых оболочках
По сравнению с командным интерфейсом в графическом интерфейсе возможностей для показа каталогов гораздо шире. В любой файловой оболочке (а также в окнах операционных систем Microsoft Windows 95/98/2000/NT4, IBM OS/2 Warp, IRIX, Linux и др.) содержатся следующие возможности для отображения каталогов и структуры каталогов:
Вывод содержимого каталога в кратком формате (только имена файлов и их тип.)
Вывод содержимого каталога в полном формате (вывод всех свойств файлов,)
Вывод дерева или ветвей дерева каталогов (не для окон операционных систем).

Просмотр файлов в DOS Shell
Оболочка DOS Shell не случайно рассматривается первой среди всех графических оболочек фирмы Microsoft. Именно здесь зародились все остальные приемы работы и назначения клавиш, используемые в более “молодых” оболочках.
Этот интерфейс предоставляет пользователю наглядный способ работы с операционной системой. Для выбора и ввода команд можно использовать клавиатуру, либо мышь.

Рабочая область WINDOWS 3.11
Рабочей областью в Windows 3.11 обычно является чистый экран серого цвета, на котором отображаются окна или иконы запущенных приложений. Причем одно приложение находится обязательно в рабочей области: оно находится или в виде окна, или в виде иконы -это Менеджер программ Windows (Program Manager).

Литература